ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ИСТОРИЯ ФОТОАЛЬБОМ ГОСТЕВАЯ ССЫЛКИ СТАТЬИ

 Разделы:

Об огоньках

Отрядные
дела

Обще
лагерные

Песни

Кричалки

Концепции

Гимн

Устав

 

  ОБ ОГОНЬКАХ

Формы  вечернего сбора отряда

·        Вопросы с коллективным обсуждением:

-       Что мне удалось сегодня и почему?

-       Как можно использовать достигнутое?

-       Что мне не удалось и почему?

-       Что отняло у меня слишком много времени?

-       Что я сделаю завтра для более рациональной работы?

 

 ·        Метод анализа «Пять пальцев». Этот способ подведения итогов занимает 5 минут. Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее.

1.      Мизинец (М) – «мысль», какие знания и опыт я сегодня приобрел.

2.      Безымянный (Б) – «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения своей цели.

3.      Средний (С) – «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело.

4.      Указательный (У) – «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?

      5. Большой (Б) – «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?

Можно сделать в форме личных дневников.

 

  •         Метод оценки. Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

  •       «Я хочу сказать» (в форме пресс-конференции). Каждому ребенку выдается листик бумаги, на котором он пишет первую фразу: «Я хочу сказать, что…». После того, как он написал первую фразу, он пишет все, что хочет сказать отряду о дне, об отряде и т.д. Затем, не подписывая листок, сворачивает и опускает в коробку.  После того, как все справятся с заданием, вожатый открывает коробку и поочередно зачитывает записки ребят. При этом, отвечая на поставленные вопросы, комментирует. К комментарию подключаются и ребята.

  •        «Если бы я был…». Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы…

исправил…

сделал…

добавил…

  •    Ребятам предлагается вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему?», после чего ответы коллективно обсуждаются.

  •        Метод коллективного рассказа. Каждый ребенок по очереди произносит предложения на тему «На что похож сегодняшний день?»

  •         Метод фотосъемки. Педагог задает ситуацию: ребята, представьте, что сегодня весь день снимал фотограф. Все что мы делали сегодня, он заснял на фотопленку. Но, увы, из-за неумелости фотографа, пленка засветилась. Давайте сейчас попробуем с вами восстановить каждый кадр этой пленки.

а) самые яркие, эмоциональные, веселые кадры;

б) и кадры, которые получились «не очень».

·      Выставка картин. Каждому ребенку предлагается нарисовать картину сегодняшнего дня (для этого заранее приготовить краски, фломастеры, альбомные листы). Каждый ребенок представляет свою картину – как она называется, что на ней изображено, и т.д. Все работы вывешиваются на стенд.

 ·      Педагог сам или совместно с детьми ранее пишет вопросы, которые волнуют ребят или которые необходимо затронуть на вечернем сборе отряда. Затем листочки пускаются по кругу. Каждый пишет свое мнение. Итогом является озвучивание вопросов и ответов на поставленные вопросы (своего рода рассказов).

 ·      Рассказ-эстафета, с передачей предмета. К кому попадает предмет, тот и высказывается по дню. Что для меня сегодняшний день? Работает правило свободного микрофона, т.е. кто хочет сказать, тот передает и говорит. Если ребенку нечего сказать, он передает предмет дальше по кругу. В завершении вожатый предлагает кому-то из ребят подытожить все услышанное. Если нет желающих, педагог подводит итоги сам.

 ·      В начале вечернего сбора педагог делит ребят на микрогруппы (разбивка по цветам, геометрическим фигурам). Затем предлагает ребятам обсудить сегодняшний день по группам. Например:

      - Что было хорошего в сегодняшнем дне?

      -Что было не очень? Почему? Что с этим делать, как это можно сделать по-другому?

 И т.д.

После обсуждения (5-7 мин) от каждой группы выступает один представитель. Группа может дополнять.

Можно определить группам конкретный промежуток дня. Одна обсуждает утро, другая день, третья вечер и т.д. В конце вечернего сбора подводятся итоги всего дня. Определяются пути решения возникших проблем. Вся информация фиксируется на доске или листе ватмана, своего рода послание отряду на завтра.

·                     «Ниточка». Перед началом огонька вожатый предлагает ребята взять кусочек нитки. Разноцветные нитки – длиной от 10 до 30 см  лежат рядом с вожатыми. Во время обсуждения дня по схеме: что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше?   каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Т.о., выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраивается на развернутую оценку дня или на короткую реплику.

·                    «Строим дом». Каждый  представляет лист («кирпичик»), на котором рисует, как он себя видит себя в сегодняшнем дне и комментирует свой рисунок. Из этих «кирпичиков» потом строится  дом, а на крыше пишется анализ дня.

  Перед ребятами лежит много картинок, на которых нарисована сложенная из различных предметов буква «Я». Каждый выбирает ту букву, которая, на его взгляд, больше похожа на него, а потом объясняет, почему.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ СМЕНЫ С ДЕТЬМИ

 1.      Методика изучения удовлетворенности подростков жизнью в детском лагере.

Подросткам предлагается прочитать (прослушать) утверждения  и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1.      Я жду наступление нового дня в лагере с радостью

2.      В детском лагере у меня обычно хорошее настроение

3.      В нашем отряде хороший вожатый.

4.      Ко всем взрослым в нашем детском лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

5.      У меня есть любимый взрослый в детском лагере.

6.      В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.

7.      Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей.

8.      У меня есть любимые занятия в детском лагере.

9.      Я считаю, что детский лагерь по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10.  Когда я уеду, то буду скучать по нашему лагерю.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности подростков (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов подростков на общее количество ответов:

            У= общая сумма баллов : общее количество ответов

Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же 2 < У < 3 или У < 2, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности подростков жизнью в детском лагере.

 2. Метод “Недописанный тезис”

            Этот метод заключается в том, что подростку предлагается набор незаконченных фраз, завершая, которые он мог бы выразить свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т. п. Например:

Ø      Хороший детский лагерь – это..

Ø      Если бы я был начальником детского лагеря, то непременно…

Ø      Когда я вижу вожатого, идущего навстречу, то..

Ø      Самое главное в жизни нашего отряда – это..

Ø      В нашем детском лагере больше всего ценится…

Ø      Больше всего меня радует (огорчает)…

Данная методика имеет ряд преимуществ по сравнению с анкетированием. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, позволяет затронуть аспекты и ситуации, которые в форме вопроса звучат надуманно. Время на ответ дается ограниченное с учетом возраста (от 15 секунд до 1 минуты).

      При обработке результатов, ответы группируются по трем характеристикам: “положительная”, “отрицательная”, “неясная”. Сопоставление по этим трем характеристикам взглядов подростков разных отрядов  дает интересную картину.

 3. Методика опросника

 (очень разнообразный по содержанию и самый простой по организации метод). Дается задание: написать, что, по их мнению, в детском лагере (отряде) хорошо или что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Это дает возможность свободно изложить то, что объективно существует в жизни детского лагеря (отряда), больше всего ценится или осуждается. Субъективные оценки существенно помогают проанализировать жизнедеятельность детского лагеря (отряда).

Выглядит это так:

В нашем детском лагере:

 

Хорошо:

Плохо:

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

И т. д.

И т.д.

Анализ полученного с помощью этой методики, позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений, настроение, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.

 4.      Метод ассоциативного текста.

Избирается одно слово, которое в наибольшей степени предельно четко обозначает изучаемый предмет или явление. Подросткам предлагается написать как можно большее количество слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом. А время при этом строго ограничивается. Призыв же написать «как можно больше слов» звучит настойчиво и убедительно. Итогом анализа становятся обобщенные характеристики ассоциаций.

5. «Игра в слова»

Ребята получают карточку  с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложениях так, чтобы у тебя получился наглядный портрет твоего отряда:

Наш отряд – это ____________________ и ____________________ люди. Они собрались для того, чтобы ________________________ и ___________________, провести время и научиться _________________________. Поэтому вместе чаще всего мы занимаемся тем, что _________________________ и ________________________.

Наш отряд объединяет ________________________ мальчишек и ____________ девчонок, а также ____________________ вожатых, которые ________________ здесь в детском лагере «Солнечный». Наши вожатые  помогают нам в ____________________ и нам вместе с ними __________________ и ________________.

 6.      Анкета.

Ø     Какие игры, дела  помогли вашему отряду  узнать друг друга, узнать свои силы?

Ø     Когда вам  скучно в вашем отряде, когда весело? Как ты думаешь, от кого это зависит?

Ø     Кого в вашем отряде  больше: отдыхающих или участников смены?

Ø     Чему научили вас ваши вожатые за эти дни? За что им можно сказать спасибо?

Ø     Ваш вопрос организаторам смены_________________________________

Ø     Ваше мнение о смене, о лагере ___________________________________

 7. «Рейтинг популярности»

Ребятам раздаются карточки разного цвета и объясняются их обозначения. Например: красный – дело прошло интересно, помогло нам решить проблемы нашего отряда; зеленый – дело помогло нам пообщаться, лучше узнать способности друг друга; желтый – дело было важно для тех, кто был в этом заинтересован, его мы долго обсуждали вместе. После того, как карточки розданы и получены ответы на все вопросы ребят, организовывается коллективная работа. Каждый из присутствующих располагает карточки рядом с теми делами, которые прошли за эти дни в отряде  или лагере. Список составляется заранее. После того как карточки расставлены, начинается анализ полученных результатов.

Результат работы – анализ субъективных и объективных оценок происходящих в лагере или в отряде  событий.

 8. Система прощальных огоньков 

 

Используются технологии uCoz